Версия для слабовидящих
+7 (863) 310-99-30 режим работы: пн-сб 08:00-20:00 вс 09:00-16:00
76825 здоровых
ребятишек
60 опытных
врачей
92% родителей обращаются
к нам повторно
1357 доступных
исследований

Задержка речевого развития у детей

По данным ВОЗ с начала третьего тысячелетия количество детей с отставанием развития речи увеличилось почти в 10 раз. Причем, в статистике фиксируются только те случаи, когда с этой проблемой обращаются к специалистам, и неизвестно, сколько еще детей с подобными трудностями не обращались к специалистам вовремя.

 

Почему это важно
Нередко мы слышим от родителей: «ничего страшного, я тоже заговорил в 5 лет, и, как видите, сейчас все в порядке». На самом деле какая-то часть детей даже без лечения через некоторое время догоняет своих ровесников, и вырастают впоследствии здоровыми людьми. Но гораздо больше тех, у кого в дальнейшем проявляется не только речевое, но и психическое отставание, или значительные нарушения поведения. Каждый детский психоневролог вспомнит из своей практики множество пациентов с серьезными проблемами в обучении и поведении, проявившихся в 9-10-11 лет. При расспросе родителей выясняется, что у ребенка в свое время была задержка психоречевого развития, но родители не придавали этому значения, к 5-6 годам все выровнялось само собой, а вот теперь ребенок перестал справляться с программой обучения, не усваивает простые понятия, конфликтует со всеми подряд, не управляем ни дома, ни в школе, дерется, убегает из дома и т.д. и т.п. И нередко лечение таких детей в амбулаторных условиях уже не очень помогает, приходится направлять его в психоневрологический стационар, а затем переводить либо на домашнее обучение, либо в коррекционный класс. Категорически утверждать, конечно, нельзя, но, возможно, если бы такого ребенка пролечили в период задержки речевого развития, то можно было бы избежать многих трудностей в школьном возрасте. Вот почему все детские врачи не считают задержку речевого развития пустяком, а относятся к ней очень насторожено.

 

Шкала нормального речевого развития ребенка от 1 года до 7 лет 
Чтобы понять, правильно ли развивается ваш ребенок, необходимо знать, что он должен уметь в определенном возрасте:

  • 1 год – осмысленное произношение простейших слов, у кого-то их может быть 2-3, а у кого-то и 10, но они уже должны быть,
  • 1,5-2 года – ребенок набирает словарный запас и может формировать словосочетания, типа «мама дай», допускается нечеткое произношение некоторых звуко,
  • 2-3 года – словарный запас ребенка должен составлять до 300 слов, он должен уметь разговаривать осмысленными предложениями,
  • С 3-х до 5-ти лет ребенок должен правильно произносить почти все звуки, уметь описывать картинку, составлять короткий рассказ о себе или о каких-то событиях,
  • 6 лет – в норме ребенок произносит все звуки без искажений, умеет вести диалог и высказывать свои желания,
  • 7 лет – речь правильная и осмысленная, у ребенка не должно быть трудностей с пересказом увиденного, описанием картинки, многие дети в этом возрасте умеют считать, читать, решать простые задачи на логик. 

 

Как видим, возрастные рамки достаточно размыты, каждый человек уникален и развивается по-своему, но все же, допускается отставание не более чем на 3-4 месяца. Если же развитие затягивается, то стоит показать ребенка специалистам, чтобы попробовать определить причины и получить лечение.

Гуцалова Валентина Петровна врач-психиатр высшей категории ДМЦ «ПЛЮС»
Стаж работы по специальности 22 года.

 

 

Записаться на прием

Запись на приём Перезвоним
и запишем
вас на прием

Нам очень важно Ваше мнение

Как вы относитесь к интернет-консультациям с врачом?