Нервно-психическое развитие детей до 1 года
Каждый ребенок индивидуален, и темпы развития у всех детей тоже разные. Какие-то навыки могут опережать приведенные ниже нормы, а другие, наоборот, отставать. Родители, помните, что отставание развития ребенка на большой срок или сразу по многим параметрам должно служить сигналом к тому, что его развитию следует уделить повышенное внимание.
10 дней
- удерживает в поле зрения движущийся предмет,
- вздрагивает и моргает при резком звуке.
1 месяц
- сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете,
- начинает плавно прослеживать движущийся предмет,
- прислушивается к звуку, голосу взрослого,
- первая улыбка в ответ на разговор взрослого,
- лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову,
- издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним.
2 месяца
- длительно сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете или на лице взрослого,
- длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым,
- поворачивает голову при длительном звуке,
- лежа на животе, приподнимается и удерживает голову,
- произносит отдельные звуки.
3 месяца
- сосредотачивает взгляд в вертикальном положении на лице говорящего с ним (взрослого или игрушке),
- комплекс оживления при общении с ним,
- несколько минут лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову,
- удерживает голову в вертикальном положении на руках взрослого.
4 месяца
- узнает мать, радуется ей,
- находит глазами невидимый источник звука,
- громко смеется в ответ на обращение,
- захватывает висящую игрушку,
- придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления,
- активно гулит.
5 месяцев
- отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует),
- узнает голос матери,различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему,
- четко берет игрушку из рук взрослого, удерживает игрушку в руке,
- переворачивается со спины на живот, передвигается, переставляя руки и немного ползая,
- ровно и устойчиво стоит при поддержке под мышки,
- подолгу певуче гулит,
- ест с ложки полугустую пищу.
6 месяцев
- по-разному реагирует на свое и чужое имя,
- свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею,
- перекладывая из одной руки в другую,
- ползает, сидит,
- произносит отдельные слоги (начало лепета),
- хорошо ест с ложки, снимая пищу губами.
7 месяцев
- игрушкой стучит, размахивает, бросает,
- на вопрос «Где?» находит глазами предмет, находящийся постоянно в определенном месте,
- сам садится, хорошо ползает,
- подолгу лепечет,
- пьет из чашки, которую держит взрослый.
8 месяцев
- игрушками занимается долго и разнообразно, подражает действиям взрослого,
- сам садится и ложится, встает, переступает, держась за барьер, стоит и опускается,
- на вопрос «Где?» находит несколько предметов, находящихся на постоянных местах,
- по просьбе взрослого выполняет разученные раннее действия («Ладушки»),
- громко, четко и повторно произносит отдельные слоги,
- ест корочку хлеба, держа ее в руке, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев
- повторяет плясовые движения на мелодию (если дома поют и пляшут с ним),
- выполняет различные действия с предметами в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит и.т.д.),
- переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за ними руками,
- на вопрос «Где?» находит несколько знакомых предметов независимо от их местоположения,
- знает свое имя,
- подражает взрослому, повторяет за ним слоги, манеру его речи, интонации,
- пьет из чашки, слегка придерживая ее руками,
- спокойно относится к высаживанию на горшок.
10 месяцев
- самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушками действия: (вкладывает, открывает, закрывает и др.,)
- идет вперед с поддержкой за обе руки,
- по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы,
- подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги.
11 мес яцев
- овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца с большими отверстиями на стержень,
- стоит самостоятельно, делает первые самостоятельные шаги,
- первые обобщения в понимаемой речи (дает все машины, все часы, куклы),
- появляются первые слова, обозначения («дай», «мама», «би-би», «ав» и др.).
12 месяцев
- узнает на фотографии знакомого взрослого,
- выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, возит и пр.),
- переносит действия, разученные с одним предметом на другой (всех кормит, всех водит, всех баюкает и пр.),
- ходит самостоятельно без опоры,
- знает имена взрослых,
- выполняет поручения: «принеси», «найди», «отдай»,
- понимает слово «нельзя»,
- произносит 10 облегченных слов,
- самостоятельно пьет из чашки.
Врач - детский невролог ДМЦ «ПЛЮС» Лигунова Диана Михайловна.