Версия для слабовидящих
+7 (863) 310-99-30 режим работы: пн-сб 08:00-20:00 вс 09:00-16:00
76825 здоровых
ребятишек
60 опытных
врачей
92% родителей обращаются
к нам повторно
1357 доступных
исследований

Что такое экспериментальное психологическое исследование (ЭПИ)?

В процессе воспитания и обучения ребенка, современные родители неизбежно встречаются с психологом. Чаще всего встреча происходит по необходимости, во время так называемого «переживания кризиса возраста», который совпадает с серьезными изменениями в жизни семьи и ребенка. Например, в момент адаптации к детскому саду в 2-3 года (кризис «Я сам!»), для определения школьной зрелости и готовности к систематическому школьному обучению в 6,9 – 8 лет (кризис 7 лет), в 9-11 лет (при начале среднего обучения), в старших классах для профориентации. Родителей может беспокоить настроение, поведение, взаимодействие с ребенком. К психологу может направить доктор, рекомендовать обратиться воспитатель, учитель. Тогда родитель впервые слышит о психодиагностике или ЭПИ.
Чтобы Вы не тратили время и деньги на рассказ специалиста о важности такого исследования, давайте разберемся, что это такое.

ЭПИ (экспериментально-психологическое исследование) - это выявление и анализ особенностей личности, характера ребенка, возможных нарушений психического развития. Установление причины текущего состояния и определение возможных способов его улучшения, прогноз реабилитации.

С помощью психологических методов, психолог изучает психические процессы, наблюдает за поведением и настроением ребенка в процессе выполнения заданий. Сопоставляет полученные данные (актуальный уровень развития) с возрастными возможностями (нормативными). На основании психологического исследования можно обнаружить скрытую психологическую травму, различные неврозы. 

Зачем заботливым родителям так важна психодиагностика:

  1. Чтобы создать оптимальные условия для психического развития своего ребенка, позволяя вырасти ему психологически здоровым, а значит успешным и счастливым. 
  2. Для получения важных и полезных советов по развитию, воспитанию и обучению детей с особыми образовательными потребностями (дети, имеющие определенные заболевания и особенности развития). 
  3. Если семья ребенка переживает сложную жизненную ситуацию, конфликты между супругами, кризисные детско-родительские отношения. 
  4. Если у ребенка страхи, невротические реакции, вредные привычки.
  5. Если ребенок сверхподвижен, неловок, у него отсутствует чувство опасности.
  6. Если ребенок не говорит или внезапно замолчал.
  7. Не смотрит в глаза, предпочитает быть в одиночестве и играть с неигровым материалом.

Когда воспитатели и учителя рекомендуют консультацию психолога:

  1. Ребенок испытывает трудности в усвоении образовательной программы детского сада, школы. Его навыки не сформированы по возрасту.
  2. Ребенок не усидчив и не внимателен. Он не может организовать свою деятельность и бесцельно двигается. Он нарушает режим дня, нормы и правила учреждения.
  3. Имеются трудности в развитии речи. Не слышит или не понимает обращенную речь взрослого.
  4. Ребенок драчлив, агрессивен. Не умеет играть со сверстниками.
  5. У ребенка вредные привычки (грызет ногти, сосет палец, держит руку в трусах).

Когда врачи (невролог, психиатр, педиатр) направляют к психологу:

  1. Для определения психологических причин в задержке развития ребенка. 
  2. Для определения уровня психического развития и его соответствия возрастным нормам.
  3. Для определения или уточнения причины заболевания ребенка.
  4. Для рекомендаций семье по созданию условий для выздоровления ребенка или решения его психологических проблем. Для налаживания нормальных детско-родительских отношений.
  5. Для оказания психотерапевтической помощи ребенку.

Эксперт ответит на самый важный вопрос родителя: «Почему мой ребенок ведет себя так? Как ему помочь?».
Для этого психолог организует встречу с Вами и ребенком следующим образом: знакомство с родителями, ребенком и «проблемой» + игровое время (диагностическое) с мамой и ребенком + рекомендации семье по развитию и воспитанию ребенка (возможному коррекционно-развивающему процессу).
Родители получают документ «Заключение по данным экспериментально-психологического обследования ребенка».

Эксперт сможет объяснить родителям:

  1. Как развиваются психические процессы (восприятие, мышление, речь, память и т.д.), физическое развитие, социальные эмоции, самосознание и соответствует ли их уровень развития возрастным возможностям Вашего ребенка.
  2. Как правильно помогать своему ребенку, что для этого делать родителям. Определяется тактика психотерапевтической коррекции.
  3. Как понять неговорящего ребенка, мотивы его «плохого» поведения и как изменить негативное поведение ребенка, как создать позитивные детско-родительские отношения.

Само по себе ЭПИ уже оказывает лечебный эффект, поскольку семья и ребенок получают эмоциональную поддержку, ощущение возможности решения проблемы и уверенности в выздоровлении.

Психотерапевтическое значение ЭПИ возрастает при повторном его проведении в процессе решения имеющихся проблем. Оно необходимо для контроля динамики изменений.
Таким образом, ЭПИ или психодиагностика является важным этапом сотрудничества семьи и психолога для решения проблемы.

 

Десненко Инна Викторовна детский психолог ДМЦ «ПЛЮС»

 

 

 

Записаться на прием

Запись на приём Перезвоним
и запишем
вас на прием

Нам очень важно Ваше мнение

Как вы относитесь к интернет-консультациям с врачом?